История развития путевой железнодорожной техники
В создание путевого машиностроения
внесли существенный вклад отечественные инженеры и изобретатели. В числе первых
путевых машин, созданных на заре развития железнодорожного транспорта, плуг на
конной тяге для механизированной очистки пути от снега.
В 1879 г. инженер С.С.Гендель
сконструировал и применил снегоочиститель-таран. В это же время машинист Беренс
изготовил модель роторного снегоочистителя. В 1887 г. инженер И.Н.Ливчак создал
вагон-путеизмеритель, а в 1910 г. инженер А.Н.Шумилов - первую снегоуборочную
машину с погрузкой снега в состав. В 1913 г. инженер Н.Е.Долгов разработал
путеизмерительную тележку и более совершенный вагон-путеизмеритель.
В 30-е годы были созданы путевые
машинные станции (ПМС), которые стали получать новые высокопроизводительные
путевые машины - путевые струги и балластеры с пневмоуправлением, звеньевые
путеукладчики. Тогда же машинист Гавриченко разработал снегоуборочную машину.
Путевой струг
После Великой отечественной войны
железнодорожное машиностроение поднялось на новую ступень развития. Уже в 1947
г. путевое хозяйство СССР получило электробалластеры ЭЛБ-1, землеуборочные
машины системы Балашенко, автодрезины АГМу.
Землеуборочная машина
системы Балашенко
В 1940 г. на Западной
ж.д. в ПМС-52 началась опытная эксплуатация путеукладчиков Платова, но она была прервана начавшейся войной.
Общий вид
путеукладчика Платова (старая конструкция)
В 50-х годах созданы путеукладочные
краны УК-25/9 и УК 25/21, щебнеочистительная машина ЩОМ-Д, балластные
хопперы-дозаторы БХД, шпалоподбивочные машины ШПМ-02, снегоуборочные машины
СМ-2, электро- и гидроинструмент, средства рельсовой дефектоскопии.
В 60-е годы началось внедрение таких
высокопроизводительных машин, как выправочно-подбивочно-отделочная ВПО-3000,
балластоочистительная БМС, дрезина грузовая крановая ДГКу, путеукладочный кран
УК-25/9-18, путевая рельсосварочная машина ПРМС-3, звеносборочные и
звеноразборочные машины.
В 70-е годы началось оснащение путевого
хозяйства выправочно-подбивочно-рихтовочными машинами ВПР-1200 и ВПРС-500 (для
стрелок), рихтовочной Р-2000 и щебнеочистительной ЩОМ-4, разработаны моторные
гайковерты ПМГ, универсальная балласто-распределительная машина УБРМ-1,
балластоуплотнительная машина БУМ и др.
Большой вклад в развитие путевых машин
внесли коллективы Проектно-технологическо-конструкторского бюро Главного
управления пути МПС (ПТКБ ЦП МПС), Всесоюзного научно-исследовательского
института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Калужского, Кировского,
Тихорецкого и др. заводов, транспортных вузов, Проектно-конструкторского бюро
Главстроймеханизации Министерства транспортного строительства (ПКБ
Главстроймеханизации Минтрансстроя) и Всесоюзного научно-исследовательского
института транспортного строительства.
Обходить внимание путевые машины считаю
крайне неверным шагом: если сравнивать железнодорожные путевые машины со
строительными и дорожными машинами по назначению, то обнаруживается много
сходного: путевые струги-снегоочистители - это те же бульдозеры и грейдеры в
"одном лице", в щебнеочистительных машинах и вертикальных
каналокопателях заложен принцип экскаваторов непрерывного действия, а так же
различные дрезины с крановыми установками, с подъемниками и тд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий