Сахалинская железная дорога
Сахалинская железная дорога - уникальная
для России узкоколейная железная дорога, не похожая ни на одну другую. Ширина
колеи Сахалинской железной дороги - 1067 мм. Можно заявить, что она занимает
промежуточное положение между «классическими» узкоколейными железными дорогами
и «широкими» железнодорожными магистралями, причём с явным перевесом в сторону
последних.
Строительство железных дорог на острове
Сахалин началось японцами после русско-японской войны 1904—1905 годов,
когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина,
до 50-й параллели, отошла к Японии.
Была построена военно-полевая узкоколейная
железная дорога Отомари (Корсаков) — Тоёхара (Южно-Сахалинск),
протяжённостью 42,5 км и шириной 600 мм. Её основное
назначение — быстро закрепиться на новой территории. Позже она была перешита
на стандартную японскую колею — 1067 мм. В 1911 году была
построена линия Тоёхара (Южно-Сахалинск) — Сакаэхама (Стародубское)
протяжённостью 53,5 км. А в период 1918—1921 гг. железнодорожной
линией были связаны Хонто (Невельск) — Маока (Холмск) — Нода (Чехов) —
Томариору (Томари).
На острове много тоннелей, все они выполнены
по габариту, принятому на японских железных дорогах. Часть подвижного состава,
эксплуатируемого на острове, также имеет японское происхождение -ранее эксплуатировавшиеся
японские паровозы и дизель-поезда Киха58 и Д2.
Грузовые вагоны те же самые, что и на РЖД, но с тележками колеи 1067 мм. До
2000-х годов эксплуатировались пассажирские вагоны японского производства
(использовались в основном как прицепные в дизель-поездах Киха58, А1, (соответствующего
габарита), а также в японских восстановительных поездах, построенных в 1940-е
годы во время японской оккупации острова); пассажирские вагоны российского
ширококолейного габарита практически не использовались, использовались только
старые советские узкоколейные вагоны постройки 1960—1970-х годов: общие, почтово-багажные
и вагоны-рестораны (производство - Усть-Катавский вагоностроительный завод имени
С. М. Кирова), купейные и плацкартные (Мытищинский машиностроительный
завод). Лишь с начала 2000-х годов японские и старые советские пассажирские
вагоны стали массово заменяться вагонами производства Тверского вагоностроительного
завода. Специально для Сахалинской железной дороги Людиновским тепловозостроительным
заводом строились тепловозы с гидропередачей ТГ16 и ТГ22.
Дорога характеризуется особым климатом
(периоды муссонов, снежные заносы), тяжелым профилем. Для связи с
материком используется паромная переправа Ванино — Холмск. При транспортировке
грузов требуется смена тележек грузовых вагонов. Все эти обстоятельства делают
себестоимость перевозки грузов по дороге более высокой по сравнению с
материковой сетью железных дорог, причём разница в себестоимости достигает 10
раз.
Источник: Википедия
Комментариев нет:
Отправить комментарий